СергейР пишет:
цитата: |
А красить надо впереход и не пудрить мозг ни себе ни колористу. |
|
Статья о покраске методом плавного перехода: Окраска методом перехода – давно и хорошо известный способ сдать автомобиль клиенту без претензий по разнотону с минимальными затратами времени и сил на цветоподбор. Однако им пользуются нечасто, потому что претензии возникают фактически на всех этапах до сдачи автомобиля заказчику. О них и пойдет разговор.
Аргументы «за»
В группу сторонников разумного применения технологии перехода входят практически все производители ЛКМ, их российские представители и, конечно же, руководство и работники учебных центров, где готовят маляров и колористов. Можно достаточно смело делать подобное утверждение, поскольку мы в ходе подготовки беседовали со многими компаниями и планируем продолжить диалог с теми, кто еще не высказал своего мнения. В этой публикации мы будем опираться на мнения двух специалистов, представляющих в
Учебных центрах продукты топового и экономического классов.
Но прежде чем представить их, давайте попробуем разобраться в самой теме.
Окраска переходом – это технология, используемая повсеместно для локального ремонта и в ряде случаев – для устранения разнотона при полной окраске одной или нескольких кузовных деталей.
В первом случае переход дает возможность существенно – в разы – сократить расход материалов, не тратить время на колеровку ничтожно малого количества краски, сэкономит время маляра. При этом несколько увеличиваются затраты труда у подготовщиков, как перед окраской, так и на стадии полировки. Однако в целом эффективность применения перехода в локальном ремонте никто не оспаривает. Да и нормирование этих работ прописано достаточно четко, в том числе и на этапе составления калькуляции. Существуют объективные параметры, позволяющие отнести окраску в категорию локальных. Это размер, характер и расположение дефекта ЛКМ, которые подробно описаны в документации как автопроизводителями, так и поставщиками калькуляций для независимых сервисов.
Итак, если можно так выразиться, «юридически» переход при локальном ремонте полностью узаконен и занормирован, он не требует увеличения расхода материалов и дополнительных затрат времени. Специфика может состоять лишь в использовании миниатюрных краскопультов и наличии или отсутствии навыка работы переходом у маляра и подготовщика. Плюс, естественно, знание и полное соблюдение ремонтной технологии обоими.
Совсем иначе обстоит дело при окраске детали целиком и реализации перехода на смежных деталях. В этом случае увеличиваются не только расход материала, но и общие затраты времени для маляра и подготовщика. А вопрос о том, кто должен оплатить возросшие трудозатраты встает во весь рост. Именно поэтому, выясняя отношение к теме перехода, мы будем в дальнейшем чаще всего говорить именно о случае окраски ремонтной детали полностью и реализации самого перехода на смежных поверхностях.
Подробности
Одним из первых, кто достаточно подробно и детально рассказал нам о своем опыте в работе методом перехода, практике его использования и деталях технологии был директор учебного центра Shpies Heker Максим Дорофеев.
- Наверное, будет справедливо считать кругом пользователей представленной в учебном центре системы дилерские центры и независимые сервисы достаточно высокого уровня. То есть крупные предприятия с солидно поставленным технологическим процессом и относительно высокой загрузкой как по суммарному объему работ, так и по плотности рабочего графика?
- В общем, да. Мы не отказываемся от любых клиентов, но наша окрасочная системы относится к верхнему классу и востребована прежде всего там, где объем окрасочных работ велик, а требования к их качеству – достаточно высоки.
- Для ваших клиентов работа методом перехода – это норма или исключение из правил?
- Это одна из технологий. Мы не считаем ее уникальной и уверены, что любой профессионал-маляр способен работать данным методом. Поэтому вопрос использования перехода, на мой взгляд, в первую очередь не технологический, а организационный. На крупном сервисе существует достаточно четкое разделение полномочий.
Поверхность готовит подготовщик. Материалы в соответствии с нормами отпускает со склада кладовщик. Колорист «собирает» цвет. Маляр наносит его. Подготовщик проводит финишную полировку. Приемщик принимает готовый автомобиль.
Метод перехода добавляет работы и маляру, и подготовщику. Кладовщику придется оформить и передать большее количество материалов. И разница в трудозатратах может оказаться очень существенной.
Возникает вопрос – кто оплатит все это и кто санкционирует увеличение расхода и трудоемкости? Платить надо и за материалы, и за работу двух специалистов, плюс само дополнительное время?
С другой стороны, в интересах приемщика и сервиса в целом сдать автомобиль клиенту – не важно, частному или юридическому лицу, страховой компании - с первого раза. Это самое существенное и для репутации, и для получения прибыли. Потому что вопрос о том, за чей счет переделывать, если, допустим, обнаружился разнотон, чисто риторический. В конечном счете это всегда делается за счет сервиса.
А ведь надо учесть еще и фактор потерянного времени. Будь то время на переделку работы или на многократный подбор сложного цвета. И то, и другое нарушает рабочий график и провоцирует срыв сроков сдачи не только проблемного заказа, но и других работ.
Поэтому, повторю, красить в переход или не красить – это для крупного сервиса вопрос организационный. Все зависит от загруженности сервиса, квалификации колориста, подготовщика и маляра, загрузки каждого из них.
И решать проблему надо на уровне управляющего, мастера цеха и т.д., заранее формируя технологическую цепочку, экономику внутренних расчетов и методику согласования подобных работ с заказчиком. То есть, в нашем случае, со страховой компанией.
- В технологии проблем нет. И все-таки, давайте сформулируем именно технологические основания для выбора метода перехода.
- Согласен. И хочу сразу начать с примера. На один из таких случаев наши технические специалисты совсем недавно выезжали. Это очень веская и достаточно частая проблема. Автомобиль японской марки, но американского производства. Исходный сложный эффектный цвет.
Кстати, цвет параллельно собирали наши специалисты и технологи одной из японских окрасочных систем. Казалось бы, японский автомобиль – японская система цветоподбора, все должно сходиться лучше некуда. Но в Америке его красили в другой системе, цвет очень специфический. Могу сказать без ложной скромности – мы его собрали первыми.
А можно было потратить еще меньше времени и собрать цвет для окраски переходом.
Вообще, работа с японскими марками часто преподносит колористу сюрпризы. В стране Восходящего солнца любят сложные эффектные цвета. А у той же Toyota есть производственные мощности в Японии, Европе, Америке, Китае – и так далее. И каждый случай обеспечит на сложных цветах свою специфику. В последнее время я уже затрудняюсь сказать, какие цвета можно отнести к сложным. У тех же японцев очень в моде серебро всех оттенков и его часто собрать непросто. Оттенки глубокие, сочные и очень изменчивые под разным углом зрения. Создают проблемы модные в последнее время глубокие синие тона, яркие светлые – тот же желтый. Вот и получается, что европейскую Toyota проще красить европейскими же красками, японскую – японскими и так далее.
Бывали случаи, когда не худшие колористы собирали цвет по два-три дня. Разве это нормально? Конечно, в таких обстоятельствах единственно грамотное решение – это окраска переходом.
Резюмируя, повторю: первое основание для работы в переход – это сложный эффектный цвет.
- Хорошо, а другие причины?
- Опыт и квалификация колориста, конечно же. При том проблемы могут возникать и при работе с настоящими профессионалами, и с новичками. Кто-то не привык еще к новой системе, потому что прежде работал в другой. Ему нужно время на адаптацию
Кто-то еще не набрал достаточный объем опыта и практики.
Наконец, все люди разные. Один готов развиваться и вы видите, как он прогрессирует от месяца к месяцу. Другой…..
Я сам, еще когда работал маляром на сервисе, имел опыт работы с начинающим колористом. Эта женщина в первые месяцы работы собирала качественно один-два заказа из десяти. Но отношения в коллективе были нормальные, и я видел, как она старается совершенствоваться. Я терпел и красил эти девять из десяти в переход. А через полгода их было уже 3-4 из тех же десяти. К концу года она собирала практически любой цвет.
Но этот год мне, маляру, надо было пережить, вытерпеть, если хотите - и это было не просто.
А другой собирает абы как, и всегда «на грани дозволенного». И прогресса от него вы не дождетесь никогда.
Поэтому опять получается, что переход - вопрос не только технологии, но и работы с кадрами, готовности платить работнику. И загрузки, само собой. Если есть время на эксперименты, это одно. А если заказы идут плотно – совсем другое.
Колориста можно нанять за 600-700 евро, а хорошему специалисту платить надо больше. Но и 1000 по нынешним временам может не удержать на месте.
Соответственно, если развернуть ситуацию наоборот, можно говорить о наличии у сервиса ресурсов для оплаты труда колориста высшей квалификации или готовности немного переплатить маляру за переход, но сдать заказ с первого раза.
- Если говорить о специфике работы с трехслойными покрытиями, то какова здесь роль перехода?
- Чем сложнее цвет, тем сложнее его собрать в общем случае. Собирать перламутры очень непросто и тут переход очень помогает. Я бы повернул тему несколько иначе. Есть переход по базе и по лаку. В случае трех слоев – по базовому грунту, краске и лаку.
Так вот переход по лаку я считаю нежелательным и вынужденным. Его стоит применять, если речь идет о локальной окраске небольшого участка одной детали. В остальных случаях проще и удобнее лакировать деталь целиком. Это не только дает дополнительную защиту ЛКП, но и, что важнее технологически и экономически, избавляет от сложной полировки матированной зоны перехода. Кроме того, всегда есть риск «вылететь» на плохо матированный участок или за его край.
Важно и то, что всегда сохраняется риск появления или скорого образования ступеньки по кромке ремонтного участка. Никто не знает, какой лак тверже – старый или новый. Опять же при полировке есть риск истончения старого лака близ зоны ремонта, особенно если есть перегибы и кромки.
При реализации перехода на смежных деталях лакировать в переход приходится, если нет возможности спрятать «шов» в край детали или под декоративный молдинг.
Например, когда ремонтируется заднее крыло, переход по лаку фактически неизбежен. Обычно он делается на стойке.
Переход же по грунту и краске реализуется точно так же, как на двухслойном покрытии. Тут специфика если и есть, то не в самой технологии, а в свойствах материала. Для перламутров окраска идет с большим количеством слоев, а расход материалов будет значительно выше, чем при окраске в два слоя.
- Насколько сложно обосновать калькуляцию с переходом перед страховой компанией?
- Это вопрос не по технологии окраски. Однако именно он – самый острый и нерешенный, именно он в первую очередь мешает нормально использовать данную технологию, когда это технологично и необходимо. По опыту общения с нашими клиентами могу сказать, что обосновать любой дополнительный расход материалов или времени очень сложно. Это достаточно индивидуальный вопрос, не имеющий общего ответа.
Для дилеров все проще, потому что они руководствуются заводскими ремонтными инструкциями. Соответственно, если прописан в технологии переход – это и будет достаточным обоснованием для страховой компании.
Для независимого сервиса обосновать переход сложнее.
И часто дело даже не в стремлении к необоснованной экономии со стороны страховой компании, а в недостаточной компетентности конкретного исполнителя. Возможно, стило бы уделять большее время обучению специалистов страховых компаний. В том числе и нам, работникам учебных центров.
Незнание технологии приводит к очень многим взаимным претензиям и проблемам. Поэтому, повторю, вопрос защиты калькуляции очень индивидуален. В разных компаниях по-разному обучают своих менеджеров, и оплачивают их труд несколько по-разному. Опять же, если отношения со страховой компанией стабильные и долгосрочные, можно выйти на взаимопонимание и по сложным вопросам. А когда заказы разовые и отношение соответствующее.
Эконом-класс
Система первого ряда всегда даст полную техническую поддержку и обучение. Кроме того, она просто обязана дать возможность точного и с минимальными проблемами подбора сложных цветов. Слабое использование технологии перехода чаще всего объясняется, как мы установили, причинами внутренними и внешними. Внутренние – это отсутствием организационного механизма взаимодействия работников сервиса в этой технологии и системы оплаты дополнительных расходов. Внешние – трудности в обосновании калькуляции перед страховой компанией.
Какие же причины мешают работать переходом тем, у кого стоит лаборатория попроще? Казалось бы, когда цвет собрать несколько сложнее, а ценовой сегмент требует экономии, подбирать 2-3 раза – уже роскошь непозволительная.
К тому же в этом сегменте говорить о найме колориста за 1000 любых условных единиц едва ли приходится. А специалист с оплатой в половину указанной суммы едва ли будет влет собирать любой цвет. К тому же сервисы среднего звена и небольшие станции очень часто работают с немолодыми автомобилями. А по таким страховые компании часто производят выплату деньгами. Поэтому работа идет непосредственно с владельцем автомобиля. Ему малоинтересно какая технология применена и как в деталях распределены средства в рамках калькуляции. Важен результат. То есть в первую очередь - попадание в цвет.
Казалось бы. В таких условиях переход должен быть нормой. А не исключением. Однако в России все наоборот. Именно в экономическом сегменте технология пока используется совсем редко. Почему?
За комментариями мы обратились к директору учебного центра компании «ОмегаТех», Андрею Мартиросову.
- Вы – сторонник технологии перехода?
- Да, безусловно.
- Является ли препятствием для данной технологии характерное для больших сервисов проблемное взаимодействие колориста и маляра?
- У меня свой взгляд на этот вопрос. Я считаю. Что колорист на таких сервисах – это лишний персонаж. Маляр должен сам готовить краску и сам отвечать за результат работы, то есть сдавать автомобиль. В этом случае все проблемы исчезают сами собой, в том числе и по внедрению технологии окраски переходом.
Обычно в паре колорист - маляр найти правду почти невозможно. Первый говорит, что подобрал цвет точно, но маляр не соблюдал рекомендованные параметры по давлению, слойности и т.п. Маляр же уверенно утверждает, что если цвет подобран точно, то результат в окраске испортить уже нельзя. Поэтому для него очевидна вина колориста.
Когда маляр отвечает за весь цикл работ и сам готовит краску, у него не остается возможности свалить вину на другого или равнодушно окрасить деталь заведомо с разнотонном. Если цвет сложный, он сразу выберет переход и будет знать, что проблем с приемкой готового заказа нет. По моему опыту могу сказать, что профессия колориста для многих стран, особенно в экономическом сегменте – это что-то экстраординарное. При средней и малой проходимости этот специалист просто нерентабелен. Соответственно, необходимо учесть в условиях оплаты маляра приготовление им краски.
А вопрос применения технологии перехода должен решаться технологом сервиса. Такой специалист должен быть даже на очень небольшом сервисе. И, в нормальном случае, построенный грамотно технологический процесс должен диктовать выбор способа окраски в каждом конкретном случае.
Т
ехнологию не должен диктовать ни маляр, ни страховая компания, у которых на поводу и идет сервис. Эта ситуация не нормальна, но характерна для России. Надо красить в переход, а не подбирать цвет по два дня, это очень невыгодно и дорого.
- А как же подбирать? Возьмем крайний случай с удаленной колеровкой.
- Особенно все сложно, если мы будем говорить о колеровочной лаборатории при магазине. В этом случае у колориста совсем небольшой шкафчик для изготовления тест-напылов. Лаборатория маленькая, слабая вытяжная группа. У него нет нормальной пневмолинии, давление низкое, используется маленький пистолет. Делается большое количество напылов, а в итоге маляру рекомендуют сохранить в условиях сервиса те же параметры – то есть низкое давление, и тогда все будет «в цвет».
Станет ли маляр следовать этим инструкциям? Нет, особенно если за готовой краской приехал не маляр, а снабженец. Что гораздо более логично, но полностью разрывает цепочку и лишает маляра даже минимальных указаний со стороны колориста.
Наконец, краску может заказать и сам клиент, тоже вариант «приятный» для сервиса. А для малого бизнеса он не такой уж уникальный.
- То есть цвет заведомо не подходит…
- Да, это почти система. Маляр будет работать в диапазоне давления, к которому привык. И если он открасит в переход, проблем по разнотону просто не возникнет. В экономическом сегменте доверие маляра к колористу, тем более удаленному, очень и очень низкое. Часто последнего он не считает профессионалом.
Поэтому на мой взгляд надо соединить две функции – подбор цвета и окраску, платить за обе и спрашивать результат с одного человека.
- Однослойное покрытия. Актуальна ли работа с ними, в том числе по подбору цвета, для нижнего сегмента рынка?
- В общем, однослойные материалы уходят, даже в нижнем сегменте. Причин несколько. Я бы выделил фактор времени как один из важнейших. Двухслойные покрытия сохнут гораздо быстрее. И если совершена ошибка на базе, то исправить ее можно быстро.
На акриле сушить долго. Да и переход на акриле делать сложнее. Хотя делают его и там. А общем-то эти материалы постепенно теряют свои позиции.
При реализации перехода на акриле возникает достаточно много проблем с подготовкой поверхности под окраску. Фактически переход делается на самом финишном покрытии, которое и остается верхним слоем. Я рекомендую матировать деталь полностью и очень аккуратно создавать риску. Кстати, работа по акрилу, то есть однослойному покрытию, фактически аналогична работе по реализации перехода на лаке в двух- и трехслойных покрытиях. Соответственно, в зоне перехода новое покрытие нанесено капельно, и очень сложно сделать это незаметно, в том числе и по выступанию над поверхностью, образованию ступеньки.
А возможности полировки на однослойных покрытиях очень ограничены. Удаляя дефект можно легко срезать слой краски полностью, особенно на ребрах, кромках, изгибах.
- А если говорить о доле этих материалов в объеме продаж?
- Продаются они в нижнем сегменте очень хорошо. Это вопрос цены. Если надо сделать дешево – значит, будет акрил. У Dyna, например, в микс-системе стоит один ряд тонеров под работу с акрилом. 11 тонеров, если быть точным.
Все остальное – тонеры по двухслойное покрытие. По своему опыту могу сказать, что у той же Dyna можно подобрать все «жигулевские» цвета и в один, и в два слоя. Но при этом однослойный вариант будет иметь большую укрывистость. Впрочем, это особенность микс-системы, тонеров.
- Ваше отношение к локальному ремонту?
- Я не считаю его актуальным для независимого сервиса, в том числе небольшого. Мы не Америка и «локалка» не может, на мой взгляд, сегодня кормить микро-сервис, как это бывает там. Хотя владеть технологией локального ремонта обязан любой професональный маляр.
А вот для автосалона – другое дело. Любой минимальный дефект покрытия нового автомобиля должен быть ликвидирован. А в процессе транспортировки чего только не случается. И тут грамотно сделанный локальный ремонт очень к месту.
- Вы считаете, что именно технология перехода позволяет успешно работать на дешевых микс-системах?
- Однозначно. Прежде всего, в дешевых системах фактически нет полного набора выкрасов, количество образцов очень ограничено. Так что срок цветоподбора заведомо увеличивается.
Если же небольшой разнотон допустим, то есть колеровка заведомо идет под переход, резко снижается время цветоподбора. Меньше требования к четкости формул в микс-системе. Меньше требований к количеству тонеров. Можно ограничить набор компонентов. Хотя говорить, что сложные цвета не попадут на малый сервис – это лукавство. Когда у дилеров и на крупных независимых сервисах образуются очереди, те, кто не готов ждать, идут в экономический сегмент. Со всеми своими проблемными цветами и «наворотами».
Я работал с рядом страховых компаний и не сработался только с одной, при том самой крупной. Могу сказать, что именно там компетентность персонала оказалась самой низкой. С ними было объективно сложно. А в нормальных условиях страховую компанию интересует не столько технология, сколько способность ремонтников уложиться в лимит по деньгам.
- Велика ли разница в гарантиях долгосрочности покрытия у дорогих и дешевых систем?
- Она есть. Системы низшего класса дают худшую ультрафиолетовую защиту, несколько хуже адгезия. Но дело в том, что все дают стандартную гарантию на… полгода. Если не оговорено иное или не забыли указать срок гарантии. Это звучит цинично, но полгода современное покрытие выдержит и при нанесении по голому металлу.
Александра Шурупова*************************************************